четвер, 17 червня 2010 р.

Мысли о школьном образовании навеянные статьёй о веб-журналистике

Все более важным становится умение четко выражать свои мысли в Интернете. Глубокие исследования показали, что пользователи читают с экрана совершенно иначе, чем с печатного листа. Следовательно, надо обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составлять документы.

Компьютерные навыки на всю жизнь

2007.02.26 Якоб Нильсен


Новость должна быть свежая.

Немного истории
Пару лет назад у ведущих западных блоггеров — Майкла Аррингтона, Ома Малика и других, — началась волна проблем со здоровьем. Кто то, как Аррингтон, страдал от проблем с весом, у Ома Малика в 41 год случился инфаркт, Рассел Шоу умер от сердечного приступа, как и Марк Орчант, которому было всего 50 лет. Это было прямое следствие их режима жизни, посвящённой тому, чтобы собственными усилиями практически в круглосуточном режиме освещать в своих блогах все доступные актуальные темы. В прямом смысле люди не спали, чтобы, среди прочего, оказаться первым, кто сообщит ту или иную информацию своим читателям. И результат мы видим — TechCrunch, несмотря на пакостный характер Аррингтона, вырос в самый крупный сайт новостей об интернете, GigaOm — признанный авторитет в сфере телекоммуникаций и так далее.

Проблема. Если речь идёт об интернет-издании, то разумный срок, в течение которого новость в издании будет выглядеть свежей — несколько часов, 2–4, вряд ли сильно больше.

Решение. Как этого добиться? Постоянным мониторингом.
Проблемно
отслеживать все мировые новости,
Реально 
  1. Отследить новости интернета на постсоветском пространстве.
  2. Компании с удовольствием пришлют вам пресс-релиз (пресс-рели́з — сообщение для прессы; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7)
  3. Составить не очень большой список компаний, сервисы которых следует мониторить на предмет каких-то изменений,
  4. Мониторить не сами сервисы, а их обсуждения в интернете  на нескольких специализированных форумах,
  5. Воспользоваться Твиттером для получения оперативных откликов.

Мои мысли.
  1. Очевидно, что в данном фрагменте статьи идёт речь об АКТУАЛЬНОСТИ информации (понятие изучается в шкоольном курсе информатики).
  2. Для школьного образования это означает своевременное ознакомление учителей с новыми педагогическими и предметными методиками.
  3. Одним из направлений этой работы наверняка должно быть обучение систематическому сбору и обработке информации (мониторингу) по своему предмету и др.(с помощью Интернета), которая  могла бы быть использована для улучшения процесса преподавания.
  4. Сразу возникает вопрос выбора достоверной информации
  5. Основной инструмент для оперативного сбора информации – программа чтения новостей, например Google Reader, вспомогательный – электронная почта.
  6. Перечень специалистов разных профессий которые должны уметь мониторинг огромно – в школе должны учить этому детей.

Новость должна быть оригинальной

Проблема
большинство новостей выглядит как практически полное цитирование новостей из других изданий.
Причина:
не надо тратить и пяти минут на изложение новости своими словами,
достаточно только скопировать текст и приписать волшебную фразу со ссылкой на источник.
Следствие
Люди скептически относятся к перепечаткам.
Проблема
Совсем огорчают нынешние издания в форме блогов, которые, например, западные новости републикуют с точностью до скриншотов.
А это работа низкоквалифицированного копипастера (сотрудник СМИ который не пишет оригинальных текстов, таковым и является) При этом издание теряет вид.
Рекомендации:
  1. Если вы обнаружили новость, опубликованную на другом ресурсе, нет совершенно никаких причин полностью её копировать.
  2. Если это анонс нового сервиса, сходите на сервис и сделайте скриншот.
  3. Придумайте оригинальную иллюстрацию к новости.
  4. Напишите текст новости самостоятельно.

Мои мысли:
*      Проблема «полного цитирования» – это продолжение школьной проблемы подготовки рефератов;
*      Абсолютно реально, при изучении в школе на информатике т/р Word дать детям домашнее задание: Создать статью на основе материала веб-станички …. Придумать интригующее название статьи и подобрать оригинальную иллюстрацию. Конечно вы укажите все необходимые параметры форматирования, ограничения и всё, что посчитаете необходимым.
*      Поскольку наши детки часто «забывают» делать домашнее задание, то лучше с ними выполнить задание, описанное выше, на уроке.  (Самое сложное это выделение главного в статье-источнике, то лучше предложить выбирать самое интересное для ученика.)
*      Одного подхода для формирования навыка написания подобных статей мало, то явно необходимо скорефаниться с учителями предметниками и предложить чтобы они задавали писать детей рефераты по похожим схемам.

И опять про оригинальность

Новости в интернете, как правило — это новости компаний. В очень большом количестве случаев источником новости может служить пресс-релиз.

Проблема:
Текст пресс-релиза практически полностью копируется в новость.
Когда журналист копирует в новость пресс-релиз, он фактически меняет новость. Пока это пресс-релиз, новость выглядит как «Компания сообщила», когда это становится новостной заметкой, это «Компания сделала».
Следствие
Публикация его в неизменном виде обычно не вызывает интереса у аудитории

Что можно сделать с пресс-релизом?
  1. Минимум — выжать собственно смысл из текста. Обычно в результате получается несколько фраз типа «Компания сообщила о запуске сервиса».
    Нажмите кнопку «Reply» в своем почтовом клиенте и задайте компании дополнительные вопросы.
  2. Если вы «в теме» новости, то придумать три-пять разумных вопросов совсем несложно.
  3. Если вы «не в теме», то заготовьте парочку вопросов более общего характера и задавайте их. Например, пришёл вам пресс-релиз от XXXX о том, что они запускают уникальный сервис в Уанете, спросите у компании, как, по их мнению, это повлияет на их позиции на рынке.

    По времени это не сильно задержит выход новости — обычно пресс-служба компании в момент выхода пресс-релиза максимально готова к вопросам и даже может иметь наготове варианты ответов на большинство вопросов, связанных с новостью, но зато вы будете иметь совершенно уникальную новость с уникальной прямой речью — а не процитированным пресс-релизом.

    Дополнительно могу сказать как участник подобного процесса со стороны компании — я понятия не имею, какие издания публикуют новости о Яндексе, перерабатывая текст пресс-релиза. Но точно знаю и помню СМИ, которые приходят с дополнительными вопросами, прочитываю итоговую публикацию — короче, каким-то интересным образом задавание дополнительных вопросов ещё и положительно влияет на лояльность ньюзмейкеров.

Мои мысли:
*      «Выжать собственно смысл из текста», т. е. выбрать главное одна из самых сложных задач для ученика, да и для взрослого, при работе с текстом.
*      Выделять главное учат детей с первого по 11 класс.
*      А может не учат?
*      Я не помню, чтобы меня кто-нибудь учил выделять главное? (Из этого не следует, что не учили)
*      Когда дети выполняют на информатике практическую работу под руководством учителя по написанному для них сценарию они для правильного выполнения вынуждены разбираться в тексте, что является важным шагом к умению правильно воспринимать текст, выполнять правильно указанные действия и делать правильные выводы
*      Как и где на информатике можно учить детей задавать вопросы?
*      В конце каждого урока можно попросить детей записать возникшие на уроке вопросы и отвечать на них в течении 3 минут в начале следующего урока.


Доверяй, но проверяй

Вы получили пресс-релиз компании о запуске сервиса — а он действительно запустился?
Рекомендации
Сходите на анонсированный сервис и проверьте, что там все действительно так, как пишется в пресс-релизе. Кстати, если нет — это же прекрасный повод спросить об этом компанию.
Пишите объективно
Если ориентироваться на предыдущие советы, то максимум, что у вас получится, — это достоверная лента коротких новостных сообщений. А ведь можно написать и больше. Как это сделать?

Во-первых, необходимость задавать дополнительные вопросы компаниям. Пресс-служба с удовольствием даст вам ответы на такие вопросы. А если не даст — это шикарная возможность написать, что «пресс-секретарь компании от комментариев отказался».

Во-вторых, у любой компании в интернете — и украинский не исключение, — есть как минимум пара прямых конкурентов и не менее десятка компаний, работающих, условно, примерно в той же сфере. Найдите их контакты и спросите, что они думают о событии X.

У многих компаний не принято комментировать действия конкурентов, поэтому вам может понадобиться в-третьих — на любом рынке есть группа действующих лиц, которые называются экспертами. Экспертом может быть любой человек, который напрямую не связан с исходной компанией — генератором новости. Совсем хорошо, если это представитель над- или околорыночного образования — его мнение может выглядеть как совокупное мнение всего рынка.

Давайте приведу примеры. Любую новость, связанную с продажами интернет-рекламы на крупных порталах, вам с удовольствием прокомментируют, во-первых, руководители интернет-агентств, во-вторых, официальные представители Ассоциации интернет-рекламы. Если новость не настолько прямолинейна — сходите в список докладчиков конференции, где что-то подобное обсуждалось, и найдите человека, который высказывался на похожую тему. В результате у вас получится добросовестно собранный текст, в котором будет — сообщение о факте в виде запуска, заявления и так далее, комментарии представителя компании, комментарии участников и экспертов рынка. Или, говоря иначе — у вас получится материал, который представит взгляд на событие с разных точек зрения и его с удовольствием прочтут как специалисты, так и обычные пользователи.

Мои мысли
*      Для получения наиболее объективных знаний, материалов, данных необходимо учить детей использовать, изучать разные источники, разные точки зрения.
*      Как реально проконтролировать в реферате использование, например, трёх задикларированных источников?
*      Как понять, что разные источники материала выражают разные точки зрения?


Если вы испытываете хороший азарт к освещению новостей, если узнав о событии, вы бросаете отдых и начинаете что-то выяснять и писать, то дойти самостоятельно до всех «премудростей», вас не затруднит в самое короткое время.

Использованы материалы статьи http://digest.subscribe.ru/inet/inet/n279825231.html

1 коментар:

Nina_Dementievska сказав...

Юр, часто , особенно летом ( то ли времени побольше - дни-то длинные;-) тоже думаю об этом. Многое для меня стало понятнее, нет, объяснимее что ли, после "погружения" в критическое мышление. ПОчему его все-таки не хотят учить (формировать) официально? Действительно ли боятся? Но от этого всем будет лучше.. Охотно делюсь ссылкой на размещенный мой "опус" по КМ (крит. мышл.) http://www.scribd.com/doc/33487253/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BE%D1%86%D1%96%D0%BD%D1%8E%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%96-%D0%86%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%96%D0%B2-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97-%D0%B4%D1%96%D1%8F%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%96 Это выжимки и из чужого и переработанное и придуманное самой. Будет нечего делать, посмотрите и приходите , поговорим...